kudaza4em (kudaza4em) wrote,
kudaza4em
kudaza4em

Categories:

«Панголина»: уникальный суперкар-самоделка родом из СССР


Купить в СССР личный автомобиль — тот еще квест. Советы отправляли на Запад продукцию автопрома пачками, ведь это был отличный источник валюты, а на внутренний рынок продукция того же ВАЗа поступала по остаточному принципу. Да и ассортиментом плановая экономика не блистала. И пока одни мечтали о кабриолетах и гран-туризмо, другие воплощали мечту в реальность, собирая кузов из старых противней, сваривая раму в сарае или вообще на балконе, выискивая по помойкам и знакомым нужные детали. И знаете, нередко у кулибиных получались потрясающие творения.


Нет круче автомобиля-самоделки, чем легендарная «Панголина», ставшая символом советского движения «самавто». Ее собрал в 1980 году штатный электрик Дворца пионеров Александр Кулыгин из Ухты, который уже через пару лет после презентации своей самоделки получил приглашение в команду штатных дизайнеров АЗЛК. «Панголина» была построена по самой популярной для «самавто» схеме: пространственная рама, стеклопластиковый кузов, «жигулевские» узлы и агрегаты. Получился не просто футуристичный концепт, а вполне себе быстрый по советским меркам и чертовски красивый автомобиль. Среднемоторная компоновка, минимальный дорожный просвет, низкопрофильные шины, и самодельные (!) алюминиевые диски — неплохие ингредиенты современного спорткара, но вы помните, что мы говорим про 1980-е и СССР?!

Да, что касается мотора, то тут все было банально. На «Панголине» стоял унылый «жигулевский» двигатель мощностью всего 62 л.с., и Кулыгин не стал его дорабатывать, разве что выхлопную систему сделал раздвоенной для лучшего антуража. Увы, с одной стороны движение «самавто» подпирали законодательные ограничения по удельной мощности самоделок, с другой — действительно резвых движков в Советах попросту не было! Тем не менее, легкий стеклопластиковый кузов и обтекаемый силуэт в стиле Lamborghini позволяли разгоняться кулыгинскому гран-туризмо до внушительных 180 км/ч.

«Панголина» была будто из параллельной вселенной и завораживала целым рядом фишек, достойных именитого концепт-кара. Главная — открывающийся гидроприводом колпак крыши вместо унылых дверей. На него Кулыгин установил лобовое стекло от РАФ-2203 и стеклоочиститель от «Икаруса». Решение зрелищное, хоть и не лишено недостатков. Нередко Кулыгина приходилось в прямом смысле выкорчевывать из «Панголины» — клинило гидравлику. Да и безопасность хромала: в случае опрокидывания автомобиля пассажиры окажутся взаперти. Плевать, зато смотрится круто!

Изначально на автомобиле не было вообще зеркал заднего вида, вместо них на крыше стоял перископ с панорамным обзором. Фар тоже не было, в темное время суток из центра капота выезжала «люстра» с четырьмя лампами. Впоследствие Кулыгину пришлось установить и боковые зеркала, и обычные фары — техтребования никто не отменял, а без госномеров Кулыгин не мог передвигаться по дорогам общего пользования и выезжать за кордон.

После доработок и уже с госномерами «Панголина» приняла участие в нескольких автопробегах, а на пике славы участвовала в международной выставке «Expo-85», которая проходила в Болгарии. Она даже засветилась в фильме «Семь стихий», снятом по мотивам одноименного фантастического романа Владимира Щербакова. К слову, это был первый советский фильм, выпущенный в квадрофоническом звучании — тоже прорыв, хоть и сам фильм так себе.

И вроде международная слава с работой в перспективном на тот момент АЗЛК должны были сделать Кулыгина счастливым, но нет. На московском автопредприятии его явно недооценивали, а коллеги смотрели косо: «Какой-то там самоучка построил с пионерами машину в затрапезном ДК и сразу в начальники, а мы с дипломами и в подчиненных», — судачили за спиной у Кулыгина. В 1986 году он плюнул на карьеру и уволился из АЗЛК, а чуть позже переехал в Штаты и осел в Нью-Йорке. В 2004 году Кулыгин погиб автокатастрофе.

«Панголина» жива и ныне, правда, потрепанная жизнью находится в плачевном состоянии. В 1990-е ее приобрел один неизвестный бизнесмен, который угодил на машине в ДТП, а затем изуродовал ее до неузнаваемости «колхозным» тюнингом. Машину перекрасили, побитую в результате того ДТП уникальную крышу восстанавливать не стали, а попросту отрезали. Салон полностью переклеили кожзамом, а в багажник установили сабвуфер… Варварски перекроенная «Панголина» попала сначала в музей журнала «Авто-Ревю», а потом все в таком же плачевном состоянии перекочевала в музей на Рогожском валу, где легенда «самавто» стоит и по сей день.

Оригинал взят у komodo74 в «Панголина»: уникальный суперкар-самоделка родом из СССР
Subscribe

Buy for 30 tokens
Беда не приходит одна Если кто ещё помнит одного из самых ярких блогеров Живого Журнала Рому Петрова romapetrov, то этот пост для вас. Ромы с нами уже нет, однако в его семье продолжают происходить неприятные вещи, так год назад папа Ромы перенес инсульт и мы с вами помогли ему…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment